Почему необходимо готовить сжатый воздух.
Если сжатый воздух является источником энергии для вашего производства, то его экономическая эффективность зависит от Вас. Загрязненный воздух промышленных зон, содержащий более 140 млн. частиц пыли в каждом кубическом метре, является главным врагом пневматических систем и потребителей сжатого воздуха. Более 80% этих частиц имееют величину менее 2 мкм и свободно проходят через входные фильтры компрессоров. Эти частицы, смешанные с водяным паром и парами углеводородов от неполного сгорания топлив, засасываются в компрессор и концентрируются там. После сжатия и последующего расширения все загрязнения смешиваются в системе трубопроводов с конденсированной влагой, окалиной и ржавчиной, создавая черезвычайно агрессивную абразивную эмульсию. Под действием этой эмульсии могут выходить из строя приборы и инструменты, воздух становиться не пригодным для дыхания и использования при окраске распылением, растут затраты на техническое обслуживание, падает качество конечной продукции и услуг.
Чтобы оценить количество воды, вырабатываемое в процессе сжатия воздуха, следует, например, учитывать, что компрессор мощностью 37 кВт и производительностью 5 м3/мин (5000 л/мин) при давлении 7 бар, температуре окружающей среды 20оС и относительной влажностью 70% пропускает через себя 5,4 л/ч водяного пара. После сжатия часть этого пара конденсируется, в результате чего образуются капли воды.
Схема системы подготовки (очистки) сжатого воздуха.
На рисунке приведена наиболее полная схема подготовки сжатого воздуха способная обеспечить нулевой класс очистки сжатого воздуха. В зависимости от требований приборов потребителей сжатого воздуха наличие тех или иных компонентов может варьироваться и/или меняться, так же может измениться последовательность включения элементов в систему.
Элементы системы приведенные на рисунке:
1. Компрессорная установка - собственно источник сжатого воздуха. В зависимости от примененного типа компрессора и места установки так же зависит состав системы очистки сжатого воздуха.
2. Охладитель сжатого воздуха - предназначен для снижения температуры сжатого воздуха подаваемого из компрессора в систему.
3. Сепаратор - предназначен для отделения образовавшегося в пневматической системе конденсата из сжатого воздуха.
4. Конденсатоотводчики - используются для слива конденсата накопившегося в каждой из ступеней системы очистки сжатого. Бывают автоматические (по наполнению), полуавтоматические (по таймеру), ручные.
5. Ресивер - воздухосборник. Выполняет сразу несколько функций. Сглаживает пульсации сжатого воздуха подаваемого компрессором (особенно поршневым) в систему. Как аккумулятор сжатого воздуха, необходимый для равномерной работы компрессора при неравномерном (импульсном) потреблении сжатого воздуха. Как начальная система охлаждения сжатого воздуха и отделения конденсата.
6. Фильтр(-ы) общего назначения. В зависимости от источника сжатого воздуха применяются в паре DF+QF или только QF.
DF - пылевой фильтр, обеспечивает остаточное содержание примесей по твердым частицам не более 10 мкм по содержанию масла - не регламентируется.
QF - фильтр предварительной очистки, обеспечивает остаточное содержание примесей по твердым частицам не более 5 мкм по содержанию масла - не регламентируется.
7. Осушитель сжатого воздуха. Предназначен для удаления паров влаги из сжатого воздуха до заданной точки росы. Осушители сжатого воздуха бывают холодильного (рефрижераторного) типа (точка росы до +3оС), адсорбционного (точка росы до -70оС) и мембранного типа (точка росы до -95оС).
8. Фильтр основной очистки - коалесцирующий фильтр для очистки сжатого воздуха от твердых частиц размером до 1 мкм и масляных взвесей до 0,1 мг/м3.
9. Фильтр тонкой очистки - коалесцирующий фильтр для очистки сжатого воздуха от твердых частиц размером до 0,1 мкм и масляных взвесей до 0,01 мг/м3.
10. Фильтр угольный - применяется для удаления паров и запахов. Остаток по твердым частицам не регламентируется, содержание паров не более 0,008 мг/м3.
11. Водомасляный сепаратор - необходим для разделения конденсата (водо-масляной эмульсии) сливаемого из всех элементов системы для дальнейшей утилизации. Устройство позволяет собрать всё масло и правильно утилизировать его, а воду вернуть в канализационную систему для дальнейшей очистки.